Календарь событий

23 октября 2014 года

23 октября 2014 года в Москве в Московском доме национальностей состоится литературно-философский вечер "Он был в просветительстве каждому лучшей опорой...", посвященный 180-летию со дня рождения Гасана Алкадари.

http://flnka.ru/digest-analytics/7418-23-oktyabrya-v-moskve-sostoitsya-vecher-pamyati-gasana-alkadari.html

Подробнее...

26 мая 2010 года

Музей посетил Президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедалиевич Магомедов.

Запись, оставленная в книге отзывов:

Гасан-эфенди Алкадарский - ученый, философ, историк, просветитель, поэт и педагог, внесший огромный вклад в научную и духовную сокровищницу Дагестана. Выражаю благодарность жителям района, всем, кто способствовал созданию музея, за бережное отношение и сохранению памяти нашего выдающегося земляка.

20 декабря 2011 года

На выездном семинаре организаторов школ местного района научное общество школьников, организованное на базе учащихся Алкадарской средней школы, занятое изучением, исследованием, популяризацией жизнедеятельности Гасана Алкадари, известных его предков и потомков, продемонстрировало свои работы по данной тематике.

Путеводитель по залам

museum from_grass_small

Алкадари Гасан (1834-1910), сын Абдуллах-эфенди, родился в ауле Балахани Унцукульского района Дагестана, куда его отца, уроженца селения Алкадар Кюринского ханства Южного Дагестана, привели обстоятельства жизни и война горцев с русскими войсками.

Спустя четыре года после рождения Гасана семья возвратилась в родное селение. Отец Гасана был широко образованным для своего времени человеком. Он стал учителем медресе, которое сам построил и организовал.

Отец сделал все , чтобы его сын Гасан получил хорошее образование, и не только духовное. Кроме того, Гасан отличался и сильной тягой к самообразованию.

По названию родного села он взял себе псевдоним, который пронес через всю жизнь.

Активный политический деятель компромиссного плана, умеренный религиозный авторитет, пламенный сторонник пророссийского развития Дагестана и в то же время приверженец идей Имама Шамиля, последний арабо–язычный поэт страны гор, разорвавший каноны арабской классической поэзии, верующий, почитатель и блистательный знаток Корана и других мусульманских письменных источников и ревизирующий некоторые положения нетрадиционного ислама, автор первого наиболее полного исторического труда по истории Дагестана со времен распространения здесь мусульманской религии до последней четверти 19 века, тонкий практический философ, в своей деятельности взявший за основу теорию золотой середины, педагог, один из основателей института дагестанской светской школы, три последних десятилетия своей жизни отдавший обучению детей и неграмотных взрослых сначала в медресе, а затем и в светской школе, открытой им самим, страстный пропагандист распространения знаний в массах, тонкий знаток мусульманской и гражданской юриспруденции, верный, честный служащий царской администрации и в то же время осуждающий ее за беззакония и жестокости к простому, обманутому обстоятельствами люду, взлелеянный русской властью и ею же осужденный на длительную ссылку, имеющий много друзей из числа писателей, ученых, общественных деятелей, власть предержащих и пользующийся огромной популярностью и уважением среди простонародья.

Таков последовательный и противоречивый, могучий мыслитель горной страны с могучим названием Дагестан, отразивший в своей жизни и своих трудах свою эпоху, заглянувший далеко вперед и в своих помыслах шагавший впереди своего времени. Этот обаятельный и мудрый, со сдержанным характером человек был известен простому люду не по его печатным и рукописным произведениям, а изустно. Он являлся советником и наставником как бедных, так и богатых. Во всех уголках Дагестана почитался этот публичный человек, никогда не подчеркивающий своей национальной принадлежности. За сдержанностью в быту и остальной активной жизни, за внешней суховатостью скрывалось большое чувство и горячее сердце. И сам он считал, что жизнь к нему благосклонна и может быть поэтому себе взял и поэтический псевдоним Мамнун, что по-арабски означает "облагодетельствованный" .

В книге "Дагестан: историко - литературный процесс" в одной из ключевых глав "Арабо-мусульманская традиция в Дагестане", написанной академиком Г. Г. Гамзатовым в соавторстве с выдающимися арабистами-востоковедами М.-С. Саидовым и А. Р. Шихсаидовым, в длинной, растянутой на 15 веков истории арабо-мусульманского фактора в дагестанской литературе, нашлось достойное место и 19 веку, где в разделе второй половины этого столетия авторы решили остановиться "только на творчестве Гасана Алкадари, который вошел в историю дагестанской литературы как исключительно самобытная и яркая личность.., (чей) … прогрессивный характер взглядов на общество, на исторический процесс, роль науки и образования нашел основательное отражение в его научных трудах".

Перечень экспонатов первого зала музея:
- Художественный портрет Гасана Алкадари. Художник Азизов.
- Завещание Гасана Алкадари, составлено в 1908.
- Родословная Гасана Алкадари.
- Лирическое завещание - стихотворение.
- Путеводитель по залам музея.
- Художественный портрет Гасана Алкадари. Неизвестный художник.
- Фотоматериалы по деду Гасана Алкадари Магомеду Ярагскому и его внучатому племяннику Абдусаламу Гусейнову, академику, действительному члену РАН, директору Института философии РАН.

joomla template 1.6