Письмо осужденного

 


 

Гусейн Гусейнов.

Горячо и с волнением воспринял письмо, написанное в стенах исправительной колонии. Не знаю ничего об адресанте, без согласия которого и не называю его имени. Но сам текст письма радует. 

Как отклик на это волнительное письмо, мы вместе с людьми, сопричастными к религии Ислама, предпринимаем шаги по сбору мусульманской литературы для отправки по адресу.

 Очень легко встать на ошибочный путь и слишком трудно выйти оттуда на праведную дорогу.

 Если наша помощь также поможет в этом, значит и мы с вами на верном, правильном пути.

 И хочется процитировать начало и конец письма: «Благодарим Вас за вашу работу в распространении Исламских знаний и мусульманской культуры». И в конце: « Пусть Аллах примет ваш труд и всё что вы делаете для укрепления религии Ислама».

  Уважаемый человек, написавший и приславший это письмо. Благодарите не меня, а память незабвенного Гасана Алкадари чьим именем назван музей. Это он достиг небывалых высот в светском и религиозном учениях, направив их в одно общечеловеческое русло. Вот как я охарактеризовал эту светлую личность в  предисловии «От автора в моей книге «Гасан Алкадари»: Пожалуй, ни на каком другом дагестанском ученом второй половины ХІХ - начала ХХ века нельзя выверить эпоху в такой мере, как на деятельности Гасана Алкадарского. Ученый, педагог, поэт, философ, общественный деятель, политик, человек. Общественно-политическая, научная, просветительская, литературная, историографическая, публицистическая и педагогическая жизнь Дагестана последней четверти XIX и первого десятилетия ХХ века не представляется без этого разносторонне развитого человека.

 

         Активный политический деятель компромиссного плана, умеренный религиозный авторитет, пламенный сторонник пророссийского развития Дагестана, приверженец идей имама Шамиля, последний арабоязычный поэт Страны гор, разорвавший каноны арабской классической поэзии, верующий, почитатель и блистательный знаток Корана и других мусульманских письменных источников и ревизирующий некоторые положения ислама, автор первого, наиболее полного исторического труда по истории Дагестана со времен распространения здесь мусульманской религии до последней четверти XIX века, педагог, один из основателей дагестанской светской школы, три последних десятилетия своей жизни отдавший обучению детей и неграмотных взрослых сначала в медресе, а затем и в светской школе, открытой им самим, страстный пропагандист распространения знаний в массах, тонкий знаток мусульманской и гражданской юриспруденции, верный, честный служащий царской администрации и осуждающий ее за беззакония и жестокости к простому, обманутому обстоятельствами люду, взлелеянный русской властью и ею же осужденный на Длительную ссылку, имеющий много друзей из числа писателей, ученых, общественных деятелей, власть предержащих, а также простолюдинов. Таков последовательный и противоречивый, могучий мыслитель горной страны, отразивший в своей жизни и трудах свою эпоху и в то же время шагавший впереди своего времени.

        Этот обаятельный, мудрый и сдержанный человек был известен простому люду не по его печатным и рукописным произведениям, а изустно. Он являлся советчиком и наставником как бедных, так и богатых. Во всех уголках Дагестана почитался как человек, никогда не подчеркивающий своей национальной принадлежности. За сдержанностью в быту и остальной жизни, за внешней суховатостью скрывалось большое чувство и горячее сердце. И сам он считал, что жизнь к нему благосклонна, и, может быть, поэтому взял себе псевдоним Мамнун, что по-арабски означает «облагодетельствованный».

 

joomla template 1.6