Зал 2. Библиотека Алкадари
В селе Алкадар, на родине Алкадари, еще в 70-е годы 20 века была обнаружена краткая опись библиотеки Гасана Алкадари. Список был составлен после смерти ученого (1910 г.) и включает 317 наименований рукописных (основное число) и печатных книг, что составляет, по свидетельству потомков ученого, только малую часть его богатой библиотеки.
Исследованиями по библиотеке Алкадари занимается его праправнучка, ученый-востоковед Наталья Амриевна Тагирова–Шихсаидова, опубликовавшая несколько авторитетных работ по исследуемой теме. Тагирова-Шихсаидова сгруппировала состав библиотеки по тематическому принципу, который в описи не соблюдается. Здесь и грамматическая литература, и рукописи по мусульманскому праву, и сочинения дагестанских авторов. В описи представлена литература по логике и философии. Обширна опись художественной литературы. Имеется несколько исторических сочинений, словарей, сочинений по географии без указания имен авторов. Опись библиотеки содержит сочинения самого Алкадари. Кораническая литература представлена комментариями к Корану, в том числе хадисами, а теология и догматика – известными и широко распространенными в Дагестане сочинениями. В описи имеются сочинения по математике, астрономии, медицине. В коллекции представлены также Библия, различные рукописи Евангелий и псалмов на русском, арабском и персидском языках. Есть определенное количество книг на русском языке. В музее хранится копия рукописей старопечатных книг, хранившихся в библиотеке Алкадари, с записью-автографом Алкадари о передаче коллекции в вакх. Запись сделана в начале тома второго юридического сочинения Ибн Ходжара (1322/1904 гг.). Другая запись по составу библиотеки Алкадари составлена на арабском языке его потомком в 1912 году. В зале демонстрируется полная опись библиотеки Гасана Алкадари.
К сожалению, сама библиотека бесследно исчезла. В завещании горского мыслителя Гасана Алкадари, датировапнном 28 февраля 1908 года, не делится только библиотека: "Я передаю все свои книги целиком (нераздельно) детям по мужской линии соответственно подробной записи, которую я сделал на листках, вклеенных в начале второго тома книги "Тухфат алмухтадж" ("Подарок нуждающимся"). Завещание было нарушено.
В настоящее время восстанавливается состав библиотеки согласно описи. В музее экспонируются: десятитомник субкомментариев двух имамов, Ширвани и Ибн Касима на популярный юридический трактат выдающегося египетского законоведа Ибн Хаджара ал–Хайтами (умер в 973/1565); учебник арабского языка "Мулла Джами", автор: выдающийся ученый и поэт Абдурахман Джами (умер в 1492 г.); медицинский трактат "Ар-Рахмат фи-т Тиб ва–л-хикма", автор: известный египетский ученый, комментатор Корана Джаладин ас-Суйути (умер в 1505 г.); "Саади Куллийат", собрание сочинений классика персидской поэзии Муслихатдина Саади (умер в 1291 г.); "Минхаджат-Талибин" ("Путь ищущих"), сочинение по мусульманскому праву, автор: знаменитый арабский правовед Абу Закарий ан-Навави (умер в 1278 г.); персидский диван Физули; этико-догматический трактат "Весы деяний", автор: великий арабский представитель средневековой науки Абу-Хамит Мухаммад ал-Газали (умер в 1111 г.); "Каз-ар-Рагибин",сочинение по мусульманскому праву в 4-х томах, автор: знаменитый египетский ученый ал-Махалли (умер в 1459 г.); "Тафсир ал – Джалалай ", комментарий на Коран, авторы: известные египетские ученые, уже упомянутый Джаладдин ал-Махалли и его ученик Джаладдин ас-Суйути (15 век); второе сочинение ас–Суйути "Ихйа Улум ад –Дин" - "Возрождение религиозных наук"; второе сочинение ал-Махалли "Шарх Джам ал джавами", юридический трактат-комментарий на сочинение шафиитского законоведа ас-Субки (умер в 1370 г.); "Шарх ал-Иззи" - популярный комментарий арабского автора ат-Тафтазани (умер в 1390 году) на сочинение Изафдина аз-Зандкани ("комментарий на "Образцы"); комментарий азербайджанского ученого Мухаммада Ардатили на широко распространенное учебное пособие по грамматике арабского языка, написанное основателем грамматической школы Мухаммадом аз-Замахшары (умер в 1144 году) "Мусил ат –туллаб"; сочинение шейха Халида ал-Азхари" (умер в 1499 г.) в виде комментария на сочинение известного ученого Ибн Хишама; сборный учебник арабского языка, содержащий трактат по морфологии арабского языка и грамматические категории арабского язык, автор: известный арабский ученый из Багдада Изаддин Абдулваххаб Аз–Занджани (14 век); грамматический трактат–синтаксис арабского языка, автор: ученый Ал-Джурджани (умер в 1078 году) и элементарный курс арабской грамматики, автор:Ибн ал-Аджурумма. И, наконец, учебник арабского языка "Изхар ал –Серар"("Выявление тайн") под авторством Мухаммада ал-Биркали (умер в 1573г.), переписчик: Хасан (Катиб Гасан) из Н.Казанища.
Все перечисленные книги - современные издания. Их подарил музею выдающийся востоковед, арабист, доктор исторических наук, правнук Гасана Алкадари Шихсаидов Амри Рзаевич.
Недавно музей получил первые подлинные книги из утерянной библиотеки Алкадари. Праправнук Гасана Алкадари, кандидат медицинских наук, доцент кафедры патанатомии Дагестанской медицинской академии Али-Искендер Селимович Алкадарский подарил музею книгу "Тафсир" (Комментарии к Корану на персидском языке). Аналогичную книгу, но уже в двух томах подарила музею Аят Султанова, вдова правнука Алкадари, заслуженного педагога Республики Дагестан Аслана Султанова.
Знакомство с составом библиотеки расширит наши представления о духовной жизни одного из лучших представителей дагестанской интеллигенции второй половины 19 и начала 20 века.
Стены зала "Библиотека Алкадари" занимают высказывания Гасана Алкаари по различным вопросам. Они красноречиво свидетельствуют об уровне мировоззрения ученого, просветителя, педагога, поэта, прорицателя. Цитаты из трудов Алкадари приводят к выводу: как быстро течет время и как медленно меняемся мы. Каждое высказывание Алкадари поднимает проблему, которую не только надо, но и можно решить. Не столько нравоучительный, сколько поучительный характер мыслей Алкадари нелишний раз подтверждает высокую степень актуальности и злободневности жизненной, практической философии Гасана Алкадари.
Вот эти высказывания:
Садоводство и продажа фруктов являются одним из основных источников существования населения Южного Дагестана, но власти не создают необходимых условий для того, чтобы горцы могли вывозить фрукты на рынки России.
Мусульмане должны устраивать свою жизнь в соответствии с запросами эпохи, которая требует изучать светские науки, приобщаться к передовой цивилизации и культуре.
Не следует понимать, что утверждение о шарообразности Земли находится в противоречии со следующими стихами Корана: "Бог разостлал для Вас землю…, поставил землю неподвижную". И движение земного шара не находится в противоречии со стихами…"
Будет ли сыто сердце счастьем собственного лишь сына, когда несчастлив народ, обойден свободой и правдой?
Не останавливайся. Ибо, остановившись, потеряешь суть.
Человек, обманывающий свой народ, ничтожен.
Успехи науки и техники в странах объясняются тем, что государство заботится об образовании и воспитании молодежи, щедро выделяет средства для науки, в достатке обеспечивает педагогов , максимально заинтересовывает молодежь в научной деятельности, а также обеспечивает разумную смену поколений ученых.
Герой не разбойник на дороге, а тот, кто себя бережет от дурных поступков и держится пути правды.
Никто не ел ничего лучшего, чем то, что добыто собственным трудом и потом.
Если человеку дать господствовать над другими, то он обязательно развратится.
Всякому человеку и народу свойственно стремление к знаниям и другие качества. Нет особо способных и неспособных людей, народов, а проявление тех или иных способностей зависит от специфических особенностей их жизни.
Бог даст, в будущем из них, дагестанцев, будет много учившихся и повидавших свет, и они пробудятся, заложенное в их природе стремление к знанию и способность обнаружатся.